Внедрение единой региональной информационно-аналитической системы в Республике Саха (Якутия)
Причины внедрения
Внедрение единой региональной информационно-аналитической системы (ЕРМИС) проходило в рамках создания регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Республики Саха (Якутия) ─ РС ЕГИСЗ РС(Я). До этого момента медицинские услуги в Якутии не оказывались в электронном виде. Пациенты записывались на прием к врачу в регистратуре, тратя время в очередях. Докторам приходилось заполнять медкарты, выписывать рецепты и талоны на прием вручную. Вся медицинская документация хранилась в архивах, что требовало средств на комплектование и обслуживание. Карты пациентов нередко терялись и быстро приходили в негодность.
Министерство здравоохранения РС(Я) испытывало трудности в работе из-за отсутствия в регионе единой системы формирования и сбора отчетности. Подготовка статистической, ведомственной и внутренней документации в каждом лечебном учреждении проходила обособлено. Пользоваться собранными данными было неудобно, поскольку отчетные формы у каждой медицинской организации были свои и нуждались в унификации. Чтобы получить дополнительную информацию, с каждой больницей приходилось связываться отдельно: по телефону, электронной почте и факсу.
Требования к проекту
Описание решения
РС ЕГИСЗ РС(Я) состоит из общесистемных и прикладных компонентов (МИС МО и ЕРМИС), хранилища данных и сервиса их обработки. МИС медицинской организации автоматизирует работу лечебного учреждения и обеспечивает информационную поддержку персонала. Региональная МИС осуществляет взаимодействие с другими медицинскими системами на местном и федеральном уровне.
На начальном этапе внедрения мы провели тщательный аудит с фиксацией требований заказчика, особенностей региона и целей, которым должна отвечать система. Для организации пилотного проекта выбрали шесть медучреждений. На их серверы загрузили необходимое программное обеспечение, установили подсистемы ведения каталога пользователей, словари медицинских терминологий, реестры нормативно-справочной информации и регистры электронных документов. Затем шла разработка модулей ЕРМИС, насчитывающих 28 различных элементов. Среди них: формирование реестров ОМС, электронная регистратура, вакцинопрофилактика, родовспоможение и др. После проведения успешного пилотного проекта, мы внедрили систему в остальных лечебных учреждениях. Завершающим этапом стало обучение пользователей из 62 государственных и 50 частных медучреждений работе с ней. Для этого мы написали подробное руководство и сняли обучающие видео. С сотрудниками Министерства и его подведомственных учреждений проводились встречи в формате вебинаров. Для новых пользователей мы запустили сервис техподдержки, отвечающий за помощь в работе с системой.
Система позволяет
Пациентам:
- Записываться на прием к врачу удаленно через портал или мобильное приложение. Самостоятельно выбирать дату, время приема и лечащего врача.
- Вызывать доктора на дом и консультироваться по медицинским вопросам через единый колл-центр.
- Хранить медкарту и информацию по оказанным услугам в электронном виде.
Главврачам и медицинским работникам:
- Работать в общем информационном пространстве. Все медучреждения региона используют единый доступ к базам НСИ, внутренним справочникам и персональным данным, что существенно упрощает работу сотрудников.
- Создавать, использовать и хранить всю информацию в электронном виде неограниченное время. Врачи заполняют карты пациентов, выписывают рецепты и больничные листы через систему. Все шаблоны протоколов взаимосвязаны и автоматизированы, что позволяет сократить время на работу документацией в несколько раз.
- Оперативно назначать лечение благодаря интеграции с лабораторной и радиологической информационными системами. На основе врачебных назначений система сама формирует списки исследований пациентов. Кроме того, можно создавать протоколы обследований и включать их в медкарту.
- Формировать реестры на оказанную медпомощь непосредственно в МИС, существенно сокращая время на их подготовку и согласование.
- Прогнозировать работу медучреждений. Система позволяет создавать планировщика по диспансеризации, вакцинации, написанию этапных эпикризов и протоколов врачебных комиссий. В ней удобно вести учет приема больных, оформлять случаи госпитализации или отказы от них, управлять потоками пациентов. Система помогает проводить подсчет лекарственных препаратов и их назначений, формировать заявки на закупку.
- Самостоятельно настраивать и управлять правами доступа пользователей.
- Хранить отчетные данные в электронном виде, экономя средства на содержание бумажных архивов.
Органам управления здравоохранением:
- Контролировать подведомственные медучреждения и качество оказываемых ими услуг.
- Формировать статистическую, аналитическую и внутреннюю документацию пользователям системы самостоятельно.
- Оценивать эффективность работы учреждений здравоохранения региона в разных разрезах аналитики.
- Проводить автоматический мониторинг показателей. Анализировать данные по смертности и рождаемости в регионе, уровню заболеваемости, закупе медикаментов, учету платных услуг и множеству других медданных в разных разрезах аналитики. В случае выхода показателей за пределы допустимых отклонений, система автоматически уведомляет об этом.
- С помощью встроенного визуального конструктора представлять собранные данные наглядно в табличном и графическом виде с привязкой к географическим картам.
- Создавать аналитические отчеты на основе данных Медстата.
- Планировать деятельность медучреждений по диспансеризации, вакцинации населения, учету лекарственных препаратов и их назначений.
Результаты
- Проект реализован в срок.
- Медицинские услуги региона успешно переведены в электронный формат.
- Автоматизирована деятельность 62 государственных и 50 частных учреждений здравоохранения РС(Я).
- Создано единое информационное пространство для работы медучреждений региона, ГБУ РС(Я) МИАЦ и Министерства здравоохранения РС(Я), что положительно сказывается на скорости и результатах работы.
- Усилена эффективность управления здравоохранением в регионе. Министерство здравоохранения РС(Я) ежедневно получает данные по медицинским показателям в регионе.
- Разработаны подробные инструкции по работе с системой для пользователей.
- Обеспечена техническая поддержка для пользователей системы в течение их рабочего дня.